На сдачу автомат должен давать 10- и 50-рублевые купюры, а также монеты в 1 и 2 рубля. Возможно ли избавить московское метро от очередей в кассы? Метрополитен изобретает все новые способы избежать толкотни у окошек Никита МИРОНОВ Каждое утро на станции «Речной вокзал» я вижу изрядную очередь у касс. А уж в первых числах месяца - целое столпотворение: народ покупает проездные. Многие нервничают: в этой толпе можно провести и полчаса, и больше! Реально ли избавить московское метро от очередей в кассы? МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРОДАВЦЫ Людские хвосты к кассам появились вместе с самим метро. И почти сразу же стало понятно: одни только кассиры не способны быстро справиться с желающими купить билет. Бороться с очередями решили при помощи техники. Первый автомат по продаже билетов появился в подземке уже в 1936 году - через год после ее открытия - на станции «Красные ворота». Кидаешь 15-копеечную монету, дергаешь за рычаг - вылезает талончик на проезд. На следующий год аппарат усовершенствовали: снабдили электрическим мотором. Рычаг убрали. С тех пор разного рода автоматы пытались внедрить неоднократно. Во время предпоследнего эксперимента на станциях установили около 100 автоматов по продаже билетов на 1 - 2 поездки. Но потом метрополитен отказался от билетов с магнитной полосой (их было нужно совать в щель, как на валидаторе в автобусе) и перешел на бесконтактные. А старые автоматы их продавать не могли. И вот недавно на пяти станциях появились «умные» автоматы по продаже билетов. Здесь можно купить хоть одну поездку, хоть проездной на месяц. Всего автоматов 14 на пяти станциях: «ВДНХ», «Тимирязевская», «Павелецкая»-радиальная, «Улица 1905 года» и «Савеловская». Первым делом еду на «Павелецкую» - там автомат уж точно нужен! Приезжий народ заходит прямиком с Павелецкого вокзала - проездных почти ни у кого нет. Автоматов здесь сразу три. Но... Ни один не работает. Зато в толпе, стоящей в кассу, шныряют два проворных молодых человека. - Пожалуйста, проходим, 20 рублей поездочка! В руках у «коммерсантов» - социальные карты москвича. Понятно, чужие. По ним в метро можно хоть всю Москву бесплатно пропустить. И если с каждого пассажира взять по 20 рублей, можно стать миллионером! Но почему же автоматы стоят без дела? - Они рабочие, просто пока действуют в тестовом режиме, - пояснили «Комсомолке» в пресс-службе метрополитена. - Время от времени могут не работать. Еду на станцию «Улица 1905 года». Здесь роботы-кассиры вполне боеспособные. Подключены, светятся экранами. Народ, правда, проходит мимо - к кассам. - Не привыкли еще, - пожимает плечами Галина, контролер у турникетов. - Мужчины пользуются иной раз, а женщины боятся. Техника все-таки новая. Подхожу к средних лет женщине, вставшей в хвост небольшой очереди: - А чего автоматом не воспользуетесь? - Не доверяю что-то. А вдруг деньги съест и билет не даст? Видите - никто к нему и не подходит! Первого клиента я дождался минут через десять. Парень несколько раз ткнул в экран пальцем, сунул купюру в щель и получил билет. - Да тут просто все: как на платежном терминале, - пояснил он мне. - Этот автомат даже сдачу дает. Роботы-кассиры, оказывается, принимают все купюры - от 10 до 5000 рублей и монеты - от 1 до 10 руб. Правда, для каждого типа билета - свои максимально возможные номиналы купюр. За билет на одну поездку тысячей не расплатишься - нужно искать пятисотку или помельче. Билет на 20 поездок - готовь купюру не больше тысячи. На сдачу автомат должен давать 10- и 50-рублевые купюры, а также монеты в 1 и 2 рубля. Правда, обитатели интернет-форума «Мое метро» опасаются, что автоматы могут периодически «зависать» и не работать из-за отсутствия мелочи. - Поживем - увидим, - пояснили в пресс-службе метрополитена. - Если эти автоматы хорошо себя зарекомендуют, то их планируется установить на каждой станции метро. МОМЕНТАЛЬНЫЙ БИЛЕТ Осваивают в подземке и другой способ борьбы с очередями. Билеты на 1 - 2 поездки продают в окошечках экспресс-касс. На том же «Речном вокзале» экспресс-кассы открыли еще в прошлом году. Но как-то странно - только на одном выходе и только в вестибюле. А ведь кто покупает билет на 1 - 2 поездки? Тот, кто ездит редко. Например, путешественники, только что приехавшие из «Шереметьево». Такие пассажиры, как правило, и знать не знают, что такое экспресс-касса. Они выходят из автобуса, подходят к метро и видят кассы обычные - с окошками на улицу. И к ним встают. А эти кассы работают ме-е-едленно. На обслуживание каждого пассажира уходит в среднем от 50 секунд до минуты, потому что каждый билет нужно программировать. В итоге толпа к кассе долго стоит на улице - то на солнцепеке, то под дождем, то под снегом. И в клубах выхлопных газов. А тетеньки в экспресс-кассах скучают. Хотя могли бы обилетить очередь во много раз быстрее. Ведь они продают билет всего за 5 - 10 секунд: он уже запрограммирован. И чего, казалось бы, проще: открой экспресс-кассу с окошком на улицу. Напиши крупно: «Моментальная продажа билетов на 1 - 2 поездки». И пассажиры выстроятся к ним. А те, кто покупает проездные, пусть стоят в вестибюле: ждут очереди в тепле. Но такая простая мысль, видимо, никому пока в голову не пришла. СНАЧАЛА В БАНК, ПОТОМ В ПОДЗЕМКУ Реализует метрополитен и еще одну задумку. Теперь оплачивать проезд в метро можно специальной банковской картой. Внешне она ничем не отличается от обычной. Но внутри содержит специальный чип и «антенну», состоящую из нескольких тоненьких проволочек, проходящих по периметру карты. Чтобы пройти в метро, достаточно приложить карту к турникету. Причем сколько хотите, без временного интервала, как, скажем, на многих проездных. Запустил жену, ребенка, зашел сам - все за десять секунд. Деньги с карты снимаются не сразу, а в начале каждого месяца - за предыдущий. При этом действуют тарифные планы метрополитена. Прокатились за месяц два раза - с карты снимут 52 рубля, по 26 за поездку. Прокатился 20 раз - снимется 460 руб., по 23 за поездку. Причем в банке можно получить распечатку - когда, в какое время и сколько вы совершили поездок. Вроде бы удобно, но услуга пока не очень-то востребована. Ведь тот, кто ездит в метро постоянно, имеет проездной. А тот, кто изредка, - вряд ли будет специально ездить в банк, чтобы купить карточку. К тому же... - Годовое обслуживание стоит 350 рублей, - рассказали «Комсомолке» в Мастер-Банке. - Вдобавок вам нужно сразу положить на счет не менее полутора тысяч рублей. Да, не очень-то удобно. Ведь обычная транспортная карта стоит в любой кассе 50 руб. - в семь раз дешевле. К тому же платить за ее использование каждый год не нужно. С другой стороны, если ездишь редко, такая карта неудобна. Ведь она программируется на определенное время. Купил на год, заплатил почти 10 тысяч, а проехался, скажем, всего 40 раз. Невыгодно. А по банковской карте ты платишь только за фактические поездки. - Банковские карты для оплаты проезда и есть наше главное оружие против очередей, - пояснила «Комсомолке» руководитель пресс-службы метрополитена Светлана Царева. - Мы возлагаем на них большие надежды и будем всячески пропагандировать. ВМЕСТО ПРОЕЗДНОГО - МОБИЛЬНИК С 2007 года столичная подземка лелеет идею принимать оплату проезда с... мобильника. Подходишь к турникету, прикладываешь мобильник и проходишь. А со счета мобильного телефона списываются деньги. - Наши турникеты вполне готовы принимать такую оплату, - пояснили «Комсомолке» в пресс-службе метрополитена. - Но мобильных телефонов, с которых можно платить, в России пока практически нет. Речь, в частности, идет о Nokia 6131 с функцией NFC - стандарт ближней радиосвязи. Этот телефон содержит чип, считывающий радиометки с турникетов. А КАК У ДРУГИХ? В Париже во всех вестибюлях станций установлены автоматы, продающие билеты за наличные и по кредитной карте. На них же можно «зарядить» многоразовый проездной. В Лондоне, Берлине и многих других городах проезд в метро оплачивается бесконтактной картой MasterCard PayPass. С ее помощью можно оплатить также бензин на заправках и обед во многих фаст-фудах. НА ЗАМЕТКУ Через эти банки можно оплачивать поездки в метро: Банк Москвы, СИТИ БАНК, Мастер-Банк, ТрансКредитБанк, РОСБАНК, Московский Индустриальный Банк, Альфа-Банк, Банк ОТКРЫТИЕ.
|