Мой сайт

Вторник, 15.10.2024, 07:32

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2010 » Март » 14 » Кубок по футболу среди театров Москвы
16:30
Кубок по футболу среди театров Москвы
Но постепенно писатель все яснее сознает, что за будущее надо бороться и эта мысль звучит в «Вишневом саде». 22. Драматургия Чехова: темы, образы, особенности конфликта

22. Драматургия Чехова: темы, образы, особенности конфликта.

Чехов явился новатором русского и мирового театра. Новаторство его не было оценено сразу. Современникам Чехова его пьесы казались «странными», не сценическими, лишенными действия; казался странным и новый тип диалога, где каждое действующее лицо говорит о своем, произносит реплики, тематически не связанные с высказываниями собеседников. Но это было не «странностью», а новаторством Чехова-драматурга. Чехов создал театр настроения, а не действия как у Островского, Гоголя. «Случайные» реплики создают атмосферу скуки жизни, ее будничного течения. Его герои представляют собой сочетание разнородных и противоречивых характеров. В драматургии Чехов начал с широких социально-психологических тем. Чехов писал, что в его пьесах не надо искать ни святых, ни подлецов, что его правило – не выводить ни злодеев, ни ангелов, никого не обвинять, не оправдывать, пусть все будет просто и сложно – как в жизни. В своих пьесах Чехов показывает интеллигенцию, ее неудовлетворенность действительностью, мечты о будущем, о счастье («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»). На сцену Чехов перенес живую жизнь, без эффектов, без красивых поз и необычных ситуаций. В его пьесах изображается повседневная жизнь обыкновенных людей, но в этой обыденности он видит красоту. Этим объясняется своеобразная композиция его драм, простота сюжета. Неторопливое и спокойное развитие действия, отсутствия сценических эффектов. Он сумел сочетать драматическое, подчас трагическое с комическим. Через всю драматургию проходит мечта о счастливом будущем. Но постепенно писатель все яснее сознает, что за будущее надо бороться и эта мысль звучит в «Вишневом саде». Это единственная пьеса в основе которой лежит социальный конфликт (конфликт уходящего дворянства, на смене ей буржуазия). Результат этого конфликта – вырубка сада. Писатель освещает судьбу трех сословий: дворянства, буржуазии и интеллигенции. Смерть дворянства и приход капиталистов – вот основа пьесы. Сюжет пьесы прост, нет ни острой завязки, ни эффективных ситуаций. Главное событие – продажа запушенного и перезаложенного дворянского имения с садом. Сад – символический образ России. Вокруг него и раскрываются характеры героев. Конец сада – конец дворянства. Композиция тоже не сложна. Экспозиция – первое действие. Кульминация – продажа сада. Развязка – в 4 действии. Жанр – лирическая комедия. Название жанра объясняется оптимистическим отношением к уходу дворянства, верой в то, что Россия превратится в цветущий сад. Герои рисуются с легкой насмешкой, но без сарказма. Раневская и ее брат Гаев – неплохие, добродушные люди. Но отжили свой век, это ощущается в их речи, поведении. Они сентиментальны, но не энергичны, не способны решить свои проблемы, беспомощны, никому не нужны. Чехов все время показывает несоответствие между словами и делами. Льют слезы по саду, где прошло их детство. Но вот имение продано и хозяева уезжают и, оказывается, никакой трагедии не было. Не так много сад для них значил. Гаев клялся, что сделает все, чтобы сохранить сад, но не пошевелил даже пальцем, не может и не хочет найти способ спасти имение. Он надеется на то на наследство ярославской тетушки, то на богатство несуществующего жениха Ани. Из-за их рассеянности старый лакей Фирс остается в заколоченном доме. Рассеянность дворян оборачивается жестокостью. Второстепенные герои – зеркальное отражение манер господ. Горничная Дуняша копирует чувствительность, нежные «нервы» барыни. Лакей Яша – отвратительное порождение крепостничества. Он не только смешон, но и гадок. Побывав за границей, он позволяет себе свысока относится к матери, груб с Фирсом. Эти черты напоминают аристократическую брезгливость Гаева. Пародия на Гаева – Епиходов. Он недотепа, 22 несчастья, все его планы рушатся из-за неуклюжести. Он похож на Гаева своей страстью к пышным фразам, смысла которых не понимает. Чехов показывает, что власть Лопахиных не будет вечной, что есть другие люди мечтающие не о богатстве, а о труде, способные вести борьбу за новую Россию. Лопахину противопоставлен Петя Трофимов – честный, трудолюбивый студент, неравнодушный к политике. Его образ противоречив и комичен (недотепа, облезлый барин). Он обличитель, он рассказывает Ане правду о ее предках - крепостниках и та его понимает. Истинная надежда на будущее – Аня. Она решается жить своим трудом, готова к борьбе. С ее слов вырастет образ нового сада, роскошнее этого. «Три сестры». Тема времени. Особым аспектом чеховского мироощущения становится вопрос власти времени и растерянности, беспомощности перед ним человека. Герои «Трех сестер» постоянно прибегают к воспоминаниям (об умерших родителях, о счастливом детстве в Москве). В именины Ирины, Ольга вспоминает, что ровно год назад умер отец, генерал Прозоров, о том, что уехали они 11 лет назад из Москвы. Пьеса построена на основе «внутреннего действия». В центре – жизненная драма 3 сестер. Маша и Ольга разочарованы, Ирина (24 года) – полна надежд, планов. Она не понимает своих сестер и не верит им. Ее духовная драма в невозможности найти применения своим знаниям, своей жажде разумной деятельности, которые и определяют ее представления о личном счастье. Сестры воспитаны, благородны, их смущает грубость. Сестер не удовлетворяет труд без поэзии, без мысли. Большую роль играет любовь. Любовные треугольники (Ира – Тузенбах - Соленый; Маша – Вершинин - жена Кулыгина; Андрей Прозоров - его жена Наташа). Машу тяготит ее брак с пошляком, самодовольным чиновником Кулыгиным. Ольгу ее работа в гимназии, жизнь утомляет и Ирину. Мечты о счастье оказываются иллюзорными: сомнительно и недолговечно счастье Маши и Вершинина, ничего не меняется в жизни Ольги, Ира решает соединить свою жизнь с Тузенбахом, но его убивает Соленый. В пьесе много говорят, думают и спорят о будущем. Вершинин презывает отказать от стремления к личному благу во имя будущего всеобщего блага. Тузенбах убежден, что и в будущем жизнь останется все та же. Ира – мечта об осмысленном труде. Мечта сестер – в Москву – символ мечты! Тема предстоящего переезда в Москву красной нитью проходит через каждое действие пьесы. В 1-ом думают, что уже к осени будут там, но уже во 2-ом (через год), что к июню, через пол года. В 3-ем Ирина понимает, что время уходит и они никогда туда не попадут.

Категория: Новости | Просмотров: 351 | Добавил: yhumplat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Категории раздела

Новости [190]

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Друзья сайта

  • посетить