Мой сайт

Вторник, 15.10.2024, 07:38

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2010 » Февраль » 13 » 20 Хешвана 5770 года; суббота недели
04:19
20 Хешвана 5770 года; суббота недели
Другое объяснение: этот (нож) называется , потому что сыны Исраэля получают воздаяние за него (букв.: кормятся, питаются этим).
Недельная глава Торы с комментарием Раши (Хумаш)

Ваейра

Седьмой день недели

Глава 22

1. И было после этих речей: Б-г испытал Авраама. И сказал Он ему: Авраам! И сказал он: Вот я.

после этих речей. Некоторые из наших мудрецов говорят: «После речей Сатана, который обвинял, говоря: «Из всей устроенной Авраамом трапезы он не принес Тебе в жертву ни одного тельца, ни одного овна». Сказал Он ему: «Он делал (все) только ради сына, не так ли? Если бы Я сказал ему: «Принеси его в жертву предо Мною!» — он бы не прекословил». Другие говорят: «После речей Ишмаэля, который хвастался перед Ицхаком тем, что был обрезан тринадцатилетним и не воспротивился (тому). Сказал ему Ицхак: «Ты хочешь смутить меня, (говоря об) одном члене? Если бы Святой, благословен Он, сказал мне: «Принеси себя в жертву предо Мной», — я не стал бы прекословить» [Санедрин 89б].

вот я. Так отвечают благочестивые. И это означает смирение и готовность [Танхума].

2. И сказал Он: Возьми же сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и иди на землю Мория, и вознеси его там в вознесение-всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе.

возьми же. выражает не что иное, как просьбу. Сказал ему: «Прошу тебя, ты ради Меня должен устоять перед этим испытанием, чтобы не сказали, что предыдущие были несущественны».

сына твоего. Сказал Ему: «Два сына у меня». Сказал ему: «Единственного твоего». казал Ему: «Этот единственный (сын) у своей матери, и этот единственный у своей матери». Сказал ему: «Которого ты любишь». Сказал Ему: «Обоих я люблю». Сказал ему: «Ицхака» [Санедрин 99б]. А почему не открыл ему с самого начала? Чтобы не ошеломить его внезапностью: как бы разум его не помутился, и он не лишился бы рассудка. И чтобы ему осознать важность повеления. И чтобы вознаградить его за каждое слово в отдельности [Берейшит раба 55].

землю Мория. Йерушалаим. И также в Хронике: «возводить Дом Господень в Йерушалаиме, на горе Мория» [II Кн. Хроники 3,1]. А наши мудрецы разъясняли (название так:) «Потому что оттуда исходит учение, наставление для Исраэля». Онкелос переводит это как связанное по значению с воскурением, в которое входит мирра (мор), нерд и другие благовония (т. е. «Мория» от «мор»).

и вознеси его. Не сказал ему: «Заколи». Потому что Святой, благословен Он, не желал заклания (Ицхака), но чтобы возвел его на гору и подготовил как жертву всесожжения. Когда же (Авраам) привел его (на гору). Он сказал ему: «Веди его вниз».

одной из гор. Святой, благословен Он, удивляет праведных, а затем открывает им. И все это для того, чтобы умножить им вознаграждение. И подобно (этому) «землю, которую укажу тебе» [12,1], и также «воззови над ним зов» [Йона 3,2].

3. И поднялся Авраам рано утром и оседлал своего осла, и взял он двух отроков своих с собою, и Ицхака, сына своего, и наколол дров для всесожжения, и поднялся и пошел на место, о котором сказал ему Б-г.

и встал рано. Поторопился (исполнить) повеление [Псахим 4а].

и оседлал. Он сам (оседлал), а не велел (сделать это) одному из своих слуг, ибо любовь нарушает заведенный порядок.

двух отроков своих. Ишмаэля и Элиэзера. Ведь почтенному человеку нельзя отправиться в путь без двух (провожатых), т. к. если один отойдет по нужде, второй останется с ним.

и наколол. В Таргуме (переведено как) , подобно «и перешли, пересекли Ярден» [II Кн. Шэмуэля 19,18], (что) означает «рассекать» (воды). На французском языке fendre.

4. На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел то место издали.

на третий день. Почему не указал ему сразу? Чтобы не сказали: «Он ошеломил его, внезапность привел в замешательство и лишил рассудка. Будь у него время на размышление, он так не поступил бы».

и увидел то место. Увидел облако, (как бы) привязанное к горе [Берейшит раба 56].

5. И сказал Авраам своим отрокам: Оставайтесь здесь с ослом, я же с отроком, мы пойдем до сих пор, и поклонимся и возвратимся к вам.

букв.: досюда, до сих пор. То есть недалеко (отсюда), до того места, которое перед нами. А аллегорическое толкование таково: хочу видеть, где то, о чем мне Вездесущий сказал: « таким будет потомство твое» [15, 5] [Берейшит раба 56].

и возвратимся. Предсказал пророчески, что оба они возвратятся.

6. И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Ицхака, сына своего; и взял он в руку свою огонь и нож. И шли они оба вместе.

нож. (Это) нож, (а называется от ), потому что терзает, пожирает плоть, как сказано: «И меч Мой пожирать будет плоть» [Дварим 32, 42]. И потому что (нож) делает мясо пригодным для еды. Другое объяснение: этот (нож) называется , потому что сыны Исраэля получают воздаяние за него (букв.: кормятся, питаются этим).

и шли они оба вместе. Авраам знал, что идет заколоть своего сына, и шел по доброй воле и с радостью, как Ицхак, который ни о чем не догадывался.

7. И сказал Ицхак Аврааму, своему отцу, и сказал он: Отец мой! И сказал он: Вот я, сын мой! И сказал он: Вот огонь и дрова, — где же агнец для всесожжения?

8. И сказал Авраам: Б-г узрит Себе агнца для всесожжения,... сын мой. И шли они оба вместе.

узрит Себе агнца. То есть увидит и выберет для Себя агнца, а если нет агнца, то «для всесожжения сын мой». И хотя Ицхак понял, что он идет на заклание, (также и теперь) «шли они оба вместе», единодушно.

9. И пришли на место, о котором сказал ему Б-г. И построил там Авраам жертвенник, и разложил он дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник, поверх дров.

и связал (наложил путы). Его руки и ноги (связал) сзади. Руки с ногами вместе — это «акеда», наложение пут [Шабат 54а]. Подобно по значению слово [30,35], с отметинами на ногах, потому что голени у них были белыми на месте наложения пут.

10. И простер Авраам руку свою, и взял он нож, чтобы заколоть сына своего.

11. И воззвал к нему ангел Господень с небес и сказал: Авраам, Авраам! И сказал он: Вот я.

Авраам, Авраам. Когда повторяют имя — это ласковое обращение [Берейшит раба 56].

12. И сказал: Не простирай руки твоей к отроку, и не делай ему ничего. Ибо теперь знаю, что боишься Б-га ты, — и не сокрыл ты сына твоего, единственного твоего от Меня.

не простирай. С тем, чтобы заколоть. Сказал ему: «Неужели я пришел сюда напрасно! Нанесу ему рану, чтобы вытекло немного крови». Сказал ему: «Не делай ему ничего», не наноси ему увечья ( как , увечье, порок).

ибо теперь знаю. Сказал рабби Аба: «Сказал Ему Авраам: «Изолью пред Тобой душу. Вчера (т. е. прежде) Ты сказал мне: «ибо в Ицхаке наречется тебе потомство» [21,12]. А потом сказал: «Возьми же сына твоего» [22,2]. Теперь Ты говоришь: «Не простирай руки твоей к отроку». Сказал ему Святой, благословен Он: «Не нарушу завета Моего и изреченного устами Моими не изменю» [Псалмы 89,35]. Сказав тебе «возьми», Я не изменю изреченного устами Моими, (ведь) Я сказал тебе не «заколи его», а «вознеси его». Ты вознес его (привел на гору), веди его вниз».

ибо теперь знаю. Отныне у Меня есть что возразить ангелу-обвинителю и народам, которые удивляются Моей приязни к тебе. Теперь у Меня есть что сказать, ибо (все) видят, что ты боишься Б-га.

13. И поднял Авраам глаза свои после (того) и увидел: и вот овен запутался в заросли рогами своими. И пошел Авраам и взял овна, и вознес он его во всесожжение вместо сына своего.

после. После того, как ангел сказал ему; «Не простирай руки твоей», увидел (овна), который застрял (а зарослях). И поэтому переведено (в Таргуме): и возвел Авраам глаза свои после того (после слов ангела).

и вот овен. Был предназначен для этого изначально (букв.: с шести дней миротворения) [Танхума].

в заросли. В ветвях.

рогами своими. Потому что он бежал к Аврааму, а ангел-обвинитель сделал так, чтобы он запутался и застрял в зарослях [Пиркей де рабби Элиэзер 31].

вместо сына своего. Поскольку написано: «и вознес его во всесожжение», стих завершен. Что же означает «вместо сына своего»? При каждом действии того (жертвоприношения) он молился и говорил: «Да будет (Ему) благоугодно счесть это, как если бы такое совершалось над моим сыном: как если бы сын мой был заколот, как если бы его кровью совершено было кропление, как если бы с него была снята кожа, как если бы он был сожжен и стал пеплом» [Танхума].

14. И нарек Авраам имя месту тому: Г-сподь узрит! Как говорится (по) сей день: На горе Г-сподней зрим будет.

Г-сподь узрит. Прямой смысл, согласно Таргуму: Г-сподь изберет и усмотрит для Себя это место, чтобы здесь пребывать Его Шхине и (чтобы здесь) совершали жертвоприношения.

как говорится (по) сей день. Грядущие поколения будут говорить о нем: «На этой горе Святой, благословен Он, явит Себя Своему народу».

сей день. (Это) грядущие дни. Подобно (выражению) «до сего дня» везде, (где оно встречается) в Писании. Т. е. все грядущие поколения, читая этот стих, говорят «до сего дня» о том дне, в котором пребывают. А аллегорическое толкование таково: Г-сподь узрит это наложение пут, чтобы прощение даровать (сынам) Исраэля во всяком году (из года в год) и спасать их от бедствия. Чтобы говорили: «В сей день — во всех грядущих веках — на горе Г-сподней зрим будет пепел Ицхака, собранный и предназначенный для искупления» [Танхума].

15. И воззвал ангел Господень к Аврааму во второй раз с небес,

16. И сказал: Мною клянусь, — говорит Г-сподь, — за то, что ты сделал такое и не сокрыл сына твоего, единственного твоего;

17. Я благословлю, благословлю тебя и умножу, умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок, что на морском берегу, и овладеет потомство твое вратами своих врагов.

благословлю, благословлю тебя. Одно (благословение) для отца, а другое — для сына.

и умножу, умножу. Одно — отцу, а другое — сыну.

18. И будут благословляться твоим потомством все племена земли, за то что ты послушал голоса Моего.

19. И возвратился Авраам к отрокам своим, и поднялись они и пошли вместе в Беер-Шеву, и обитал Авраам в Беер-Шеве.

и обитал (пребывал) Авраам в Беер-Шеве. (Это) не постоянное жительство, ведь он жил в Хевроне. Двенадцать лет до наложения пут на Ицхака (Авраам) покинул Бер-Шеву и отправился в Хеврон, как сказано: «И проживал Авраам на земле Плиштим многие дни» [21,34] — многочисленнее прежних (дней, прожитых) в Хевроне, всего двадцать шесть лет, как мы разъясняли выше [21,34].

20. И было после этих речей, и поведано было Аврааму так: Вот родила Милка, также и она, сынов Нахору, брату твоему:

после этих речей (дум), и поведано было... Возвратившись с горы Мория, Авраам погрузился в думы: «Если бы мой сын (действительно) был принесен в жертву, он ушел бы (из мира) бездетным. Нужно было женить его (на одной) из дочерей Анера, Эшкола или Мамре». (Тогда) Святой, благословен Он, известил его о том, что родилась Ривка, (которой суждено стать) его (Ицхака) супругой. Так (следует понимать выражение) «после этих речей» — (после) размышлений, вызванных наложением пут.

букв.: также она. У нее также было число семейств, равное числу семейств Авраама — двенадцать. У Авраама двенадцать колен, которые произошли от Йаакова: восемь сыновей от жен и четыре от рабынь. Так и здесь: восемь сыновей от жены и четыре от наложницы.

21. Уца, его первенца, и Буза, брата его, и Кемуэля, отца Арама,

22. И Кеседа, и Хазо, и Пилдаша, и Идлафа, и Бетуэля.

23. А Бетуэль породил Ривку. Восемь этих (сынов) родила Милка Нахору, брату Авраама.

а Бетуэль породил Ривку. Вся эта родословная изложена исключительно ради этого стиха.

24. А его наложница, чье имя Реума, родила также она Теваха и Гахама, и Тахаша и Мааху.





Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.
В дни, когда не говорят Таханун, после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалм № 20.



(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида.
(2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова.
(3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя.
(4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1.
(5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит.
(6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои.
(7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей.
(8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем.
(9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись
(10) Б-г, спаси! Царь да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалм № 108.



(1) Песнь Давида1.
(2) Готово сердце мое, Всесильный, буду петь и играть, — [готова] также слава моя2.
(3) Вспрянь, лира и арфа! Я утреннюю зарю разбужу.
(4) Буду благодарить Тебя между народами, о Б-г, воспевать среди племен,
(5) ибо выше небес милосердие Твое, до небесных высот истина Твоя.
(6) Возвысься над небесами, о Всесильный, над всей землей да будет слава Твоя!
(7) Чтобы избавлены были возлюбленные Твои, спаси десницей Твоей и ответь мне.
(8) Всесильный говорил в святости Своей, [что] я восторжествую, разделю Шхем, долину Сукот измерю.
(9) Гильад [будет] мой, Менаше — мой, Эфраим — крепость головы моей, Йеуда — законодатель мой,
(10) Моав — мой умывальный сосуд, на Эдом наложу замок свой, над Плешетом трубить буду.
(11) Кто введет меня в укрепленный город? Кто повел меня на Эдом?
(12) Ведь это [Ты], Всесильный, Который [ранее] отринул нас, и не выходил Всесильный во главе войск наших.
(13) Подай же нам помощь в беде, ибо защита человеческая тщетна.
(14) Со Всесильным мы силу сотворим — Он попирать будет врагов наших.

1 Многие из стихов этой главы повторяют — с незначительными вариациями — сказанное в главе 60-й. 60-я глава говорит о войнах Давида, в то время как эта говорит об эпохе Мошиаха. Поэтому здесь не упоминается сражение Иоава в Эдоме (Радак).

2 Душа моя (Мецудат Цийон).

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалм № 97.



(1) Б-г царствует! Да возрадуется земля! Да возвеселятся многие острова!
(2) Облако и мгла окружают Его, правда и правосудие — основание престола Его.
(3) Пред Ним огонь шествует, вокруг сжигает врагов Его.
(4) Молнии Его осветили вселенную, увидела земля и затрепетала.
(5) Горы, словно воск, растаяли пред ликом Б-га, пред ликом Владыки всей земли.
(6) Небеса возвестили правду Его, все народы увидели славу Его.
(7) Стыдятся все, кто служит истуканам, хвалятся никчемными [идолами]. Поклонитесь Ему, все силы1.
(8) Услышал Сион и возвеселился, радовались селения Иудеи правосудию Твоему, о Б-г.
(9) Ибо Ты, Б-г, высок над всей землей, превознесен над всеми силами.
(10) Любящие Б-га, ненавидьте зло! Хранит Он души праведников Своих, от руки злодеев избавляет их.
(11) Свет посеян2 для праведника, для честных сердцем — радость.
(12) Радуйтесь, праведники, о Б-ге и прославляйте память святыни Его!

1 Силы природы, воинства небесные обожествляются язычниками, но они сами подчиняются единому Б-гу. Эти силы поклонятся Б-гу за Его справедливый суд над идолопоклонниками (Мецудат Давид).

2 Свет «посеянный» произрастет, а урожай будет во много раз больше, чем количество посеянного (Мецудат Давид, Раши).

Псалм № 98.



(1) Песнь. Воспойте Б-гу новую песнь, ибо чудеса совершил Он. Его десница, мышца святости Его помогла Ему.
(2) Возвестил Б-г помощь Свою, перед глазами народов открыл Он справедливость Свою1.
(3) Помянул Он милосердие Свое и верность Свою дому Израиля. Все края земли увидели спасение Всесильного нашего.
(4) Трубите Б-гу, вся земля, ликуйте, пойте, играйте!
(5) Играйте Б-гу на арфе, на арфе вместе с голосом пения.
(6) На трубах и звуках рога трубите пред ликом Властелина — Б-га.
(7) Пусть громко рокочет море и [существа], наполняющие его, вселенная и жители ее,
(8) реки рукоплескать будут, вместе горы ликовать будут
(9) пред Б-гом — ибо Он пришел землю судить. Он будет судить вселенную правдой, народы — справедливостью.

1 Сначала известил через пророков о наступающем мессианском Избавлении, а теперь, когда оно пришло, Он открыл перед глазами всех народов справедливость Свою (Мецудат Давид).

Псалм № 99.



(1) Б-г царствует — трепещут народы!1. Пред Тем, Кто поместил [Шхину Свою между] крувим, [что на Ковчеге завета], содрогается земля!
(2) Б-г в Сионе велик, высок Он над всеми народами.
(3) Будут славить имя Твое, великий и грозный: «Свят Он!»
(4) И мощь царя [в том, что] он любит правосудие. Справедливость Ты утвердил2, правосудие и справедливость в Яакове Ты сотворил.
(5) Превозносите Б-га, Всесильного нашего, поклоняйтесь подножию Его: «Свят Он!»
(6) Моше и Аарон из священнослужителей и Шмуэль из призывающих имя Его взывали к Б-гу, и Он отвечал им.
(7) В столпе облачном говорил Он к ним. Они хранили Его заповеди и закон, [который] Он дал им.
(8) Б-г, Всесильный наш! Ты отвечал им, Ты был для них Б-гом прощающим и карающим за проступки их3.
(9) Превозносите Б-га, Всесильного нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Б-г, Всесильный наш.

1 Речь идет о войне Гога и Магога (Раши).

2 Речь идет о судебных компромиссах и законах, внедряющих мир между людьми, например: «Если ты увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Шмот, 23:5) (Раши).

3 В этом Твое правосудие: даже самым выдающимся священникам и пророкам, которым Ты постоянно отвечал, прощая грехи Израиля, Ты, тем не менее, не простил их прегрешения (Мецудат Давид).

Псалм № 100.



(1) Песнь благодарения1. Восклицайте Б-гу, вся земля!
(2) Служите Б-гу с радостью, приходите к Нему с песнопением!
(3) Познайте, что Б-г — Всесильный, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
(4) Входите во врата Его с благодарением, во дворы Его — с хвалою. Благодарите Его, благословляйте имя Его,
(5) ибо Б-г добр: милосердие Его вовек, вера Его из поколения в поколение.

1 Эту песнь читает человек, который приносит жертву благодарения в Храме за чудесное спасение, которое было послано ему (Мецудат Давид).

Псалм № 101.



(1) Давида песнь. Милосердие и суд буду петь, Тебя, Б-г, буду воспевать1.
(2) Буду размышлять о пути непорочном: «Когда же он откроется мне?»2. Буду ходить в непорочности сердца моего посреди дома моего3.
(3) Не поставлю пред глазами моими вещи мерзкой, делать извращенное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
(4) Сердце извращенное да будет удалено от меня, зла не хочу знать.
(5) Того, кто тайно клевещет на ближнего своего, уничтожу; высокомерного взглядом и надменного сердцем не потерплю.
(6) Глаза мои [обращены] к верным земли, чтобы они пребывали при мне. Тот, кто ходит путем непорочности, — тот будет служить мне.
(7) Не будет жить в доме моем обманщик, говорящий ложь не устоит пред глазами моими.
(8) По утрам буду уничтожать всех злодеев земли, чтобы искоренить из города Б-га всех творящих беззаконие.


1 Независимо от того, будешь ли Ты поступать со мною по милосердию или по строгому суду, я буду воспевать Твое имя и не буду сомневаться в правильности Твоих мер (Мецудат Давид).

2 Автор песни выражает страстное желание скорее ступить на путь духовного совершенства, спрашивая, когда, наконец, предоставится ему возможность исполнить такую заповедь (Мецудат Давид).

3 Внутри дома, скрытно (Мецудат Давид).

Псалм № 102.



(1) Молитва бедного, когда он унывает и пред Б-гом изливает печаль свою.
(2) Б-г! Услышь молитву мою, вопль мой да придет к Тебе!
(3) Не скрывай лика Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое, в день, [когда] воззову, скоро услышь меня!
(4) Ибо дни мои исчезли, как дым, кости мои обожжены, словно в очаге.
(5) Побито, иссохло, как трава, сердце мое, ибо забыл я есть свой хлеб.
(6) От голоса стенания моего кости мои слиплись с плотью моей1.
(7) Я уподобился сове пустыни, стал как филин на развалинах.
(8) Тороплюсь убежать, стал я, как одинокая птица на кровле.
(9) Целый день поносят меня враги мои, смеющиеся надо мною клянутся мною2.
(10) Ибо я ем пепел, как хлеб, питье мое растворяю слезами.
(11) От гнева Твоего, от негодования Твоего, ибо Ты поднял меня и бросил.
(12) Дни мои подобны тени на склоне, иссох я, как трава.
(13) Ты же, Б-г, вовек пребываешь, память о Тебе из поколения в поколение.
(14) Восстань же, сжалься над Сионом! Ибо пора миловать его, ибо время настало.
(15) Ибо рабы Твои возжелали камни его, прах его любят.
(16) Дабы боялись народы имени Б-га, все цари земные — славы Твоей.
(17) Когда Б-г восстановит Сион, явится во славе Своей.
(18) Обратится Он к молитве разбитого, не презрит мольбы его.
(19) Это будет записано для последнего поколения, чтобы народ новый славил Б-га.
(20) Ибо взглянул Он с вершины святости Своей, Б-г с небес посмотрел на землю,
(21) чтобы услышать стенание узников, освободить смертников,
(22) чтобы возвещали в Сионе имя Б-га, славословие Его — в Иерусалиме,
(23) когда соберутся народы вместе, царства — для служения Б-гу.
(24) Изнурил [враг] на пути силы мои, сократил дни мои.
(25) Я же говорю: «Всесильный мой! Не забирай меня [к Себе] в половине дней моих. Ты, лета Которого — веки веков.
(26) Вначале Ты землю основал, и небеса — творение рук Твоих.
(27) Они пропадут, но Ты останешься. И все они, словно платье, обветшают. Как одежду, сменишь Ты их, и они пройдут.
(28) Но Ты — все Тот же [останешься], и лета Твои не кончатся.
(29) Сыны рабов Твоих пребудут, потомство их утвердится пред Тобою».

1 От стенания так исхудал я, что кажется, будто кожа прилипла к костям (Мецудат Давид).

2 Когда клянутся, они говорят: «Если я это сделал, то да буду я, как несчастные евреи» (Мецудат Давид).

Псалм № 103.



(1) [Песнь] Давида. Благослови, душа моя, Б-га, все внутренности мои — имя святости Его.
(2) Благослови, душа моя, Б-га, не забывай благодеяний Его.
(3) Того, Кто прощает все грехи твои, исцеляет все недуги твои.
(4) Того, Кто избавляет от погибели жизнь твою, окружает тебя милосердием и благостью.
(5) Того, Кто насыщает благами уста твои; обновляется, подобно орлу, юность твоя.
(6) Б-г творит справедливость и правосудие всем обиженным.
(7) Он поведал пути Свои Моше, сынам Израиля — творения Свои.
(8) Милосерден и добр Б-г, долготерпелив и многомилосерден.
(9) Не вечно Он негодует и не вовек взыскивает.
(10) Не по прегрешениям нашим поступил Он с нами, не по грехам нашим воздал нам.
(11) Ибо, как небеса возвышаются над землею, так превозносится милосердие Его над боящимися Его.
(12) Как далек восток от запада, так удалил Он от нас преступления наши.
(13) Как отец жалеет сынов, так жалеет Б-г боящихся Его.
(14) Ибо Он знает нрав наш, помнит, что мы — прах.
(15) Дни человека подобны траве [увядающей]; как цвет полевой, так он цветет.
(16) Стоит ветру пройти по нему — и нет его, и место его уже не узнает его.
(17) Но милосердие Б-га — из века в век над боящимися Его, и справедливость Его на детях детей,
(18) хранящих союз Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
(19) Б-г в небесах утвердил престол Свой, царство Его всем обладает.
(20) Благословите Б-га, посланники Его, сильные богатыри, исполняющие слово Его, повинуясь голосу слова Его1.
(21) Благословите Б-га, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
(22) благословите Б-га, все творения Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Б-га!

1 Они исполняют Его слово не для того, чтобы получить вознаграждение, а только повинуясь голосу слова Его. В этом вся цель их существования (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту.
Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.





Тания
Книга Тания приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

20 Хешвана

Этот отблеск уготован в тайниках высших миров для праведников в мире грядущем и называется «благодатью Всевышнего», «томительным блаженством» и «четырьмястами желанными мирами, в которых наслаждаются праведники», как написано: «...Четыреста серебряных шекелей...». По Каббале, эти шекели — аналог четырехсот миров блаженства. Сияние света Эйн Соф проявляется во многих качествах и на различных уровнях, и невозможно определить, какой из них — самый вь)сший. Но слабый отблеск его, который опускается с уровня на уровень с целью создания оболочки, образован из этого света на низшем уровне его проявления и условно называется «внешним» и «обратным» аспектом Эйн Соф. Как написано в книге «Зоар». часть 2, стр. 208б (см. комментарий «Микдаш Мелех» к этой странице) и повторено на странице 210б: «...И из того, что остается от этого света, образуются оболочки». Соотношение между внутренними и внешними аспектами этого сияния проще понять, если найти для них соответствующие аналоги в процессах, происходящих в душе человека, которая обладает способностью наслаждаться всем, приносящим ей удовлетворение, и он не может усилием воли заставить себя считать приятным то, что противно его натуре; такое удовлетворение приносит, к примеру, постижение новой идеи и тому подобное. «Внешний», «обратный» аспект способности души испытывать блаженство выражается в стремлении человека к тому, что доставляет ему удовольствие; он хочет именно этого, а не чего-либо, приносящего ему страдание вместо наслаждения. Проявление свойств человеческой души — некая модель происходящего в сфере света Эйн Соф: высшая воля Творца, благословен Он, — «внешний», «обратный» аспект всех проявлений высшего блаженства, «благодати Всевышнего», «томительного блаженства» и «желанных миров», о которых говорилось выше. Хотя высшая воля и высшее блаженство неотделимы от сути Создателя и, казалось бы, утверждение, гласящее, что в Нем Самом есть разделение на внешние и внутренние аспекты, выглядит абсурдно, ибо Его воля — это и есть Он Сам и не может быть аналогии между соотношением Его Самого и Его воли и соотношением человека и его воли, — все же Тора изобилует антропоморфическими терминами, дабы «ухо могло воспринять» сказанное в ней. Для этого Тора прибегает к аллегории и метафоре, взяв за модель весь комплекс проявлений человеческой души, в который входят воля, способность к наслаждению, интеллектуальное озарение, способность к анализу и синтезу и т. д. Человеку нетрудно проследить за происходящим в его душе процессом, когда у него возникают первые проблески какой-либо новой грандиозной идеи, — в этот момент появляется еще не вполне осознанное чувство удовлетворения. Эта идея зарождается в тех сферах души, где коренится способность к наслаждению, стоящая выше интеллекта; человек может сообщить о своем открытии другим, однако он не в состоянии описать им блаженство, которое испытал в этот момент Из этого видно, что наслаждение гораздо выше сферы рационального и ближе к самой сути души, чем такие ее проявления, как разум и интеллектуальное озарение; интеллект — лишь оболочка для наслаждения. И когда эта идея или открытие полностью формируется в сфере интеллекта, то есть человек уже способен объективно оценить это во всей полноте, он ощущает блаженство, оболочка которого — интеллектуальное озарение. Поэтому Бина определяется в святой книге «Зоар» как мир, куда души попадают из мира физического, — поскольку она делает сферу Хохма, в которой сосредоточены все виды наслаждения, доступной для по стижения душ. Души праведников в раю прозревают и постигают сущность Торы, ибо Тора — порождение сфиры Хохма, а Тора и святой Творец, благословен Он, — суть одно и то же.




Календарь «День за днем» (а-Йом йом)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе ШЛИТА Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

Сегодня 20 Хешвана

День рождения Ребе Шолом-Дов-Бера в году «корона-алеф»*, по выражению Ребе Цемах-Цедека. Ребе Шолом-Дов-Бер был назван в честь Мителлер Ребе, а половину имени получил от отца — Цемах-Цедека.

Каждый год в свой день рождения Ребе Шолом-Дов-Бер произносил маамар хасидизма, но делал это скрытно, кроме тех случаев, когда день рождения выпадал на святую Субботу.

В последний день рождения в этом мире он произнес маамар, начинавшийся со слов: «Возвысь боящихся тебя, во имя истины!» Когда Ребе завершил произнесение маамара, он сказал мне: «В день рождения надо произносить слова хасидизма. Одарит тебя Всевышний тем, что ты будешь произносить хсидус в свой день рождения, но пусть будет это в доброте и милосердии».

Это продолжалось то есть после этого события каждый день рождения предыдущий Ребе произносил на свой день рождения маамар хасидизма в течение семи лет.

* Буквенное выражение числа года: 5621 1860 составляет слово «кесер» — «корона» с добавлением алеф — единицы.




Рамбам, «Книга заповедей»
В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 171

131-я заповедь «не делай» — запрещение есть «нотар» — мясо, которое осталось после срока, отведенного законом для вкушения мяса жертвенного животного. В Торе не содержится ясно выраженного запрета вкушать подобное мясо, однако указано, что евший его карается «отсечением души». И об этом речение Всевышнего о мирных жертвах, приведенное в главе Кедошим: «В день вашего жертвоприношения и на следующий день следует есть ее, а оставшееся до третьего дня должно быть сожжено в огне. Если же съедено будет от нее на третий день... то всякий, кто ест ее, понесет на себе вину... и отсечется его душа от своего народа» (Ваикра 19:6-8). Намеренно евший нотар карается «отсечением души», а сделавший это неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

Итак, наказание ясно указано в Писании, но сам запрет выводится из Его речения, посвященного «жертвам уполномочения», приносимых Аароном при вступлении в должность первосвященника: «И если останется до утра от мяса жертвы, приносимой при обряде уполномочения, и от того хлеба, то сожги остатки в огне; нельзя их есть, потому что святыня это» (Шмот 29:34). Слово «это», завершающее приведенный стих, включает в себя все святыни, которые стали непригодны и запрещены для еды, подобно нотару.

В трактате Меила (17б) приведены слова мишны: «Пигуль и нотар не присоединяются друг к другу, потому что это два различных запрета». И там объясняется: «Не присоединяются, чтобы сделать руки ритуально нечистыми (например, если кто-то прикоснулся к небольшому количеству нотара и к небольшому количеству пигуля, мы не суммируем две эти меры так, чтобы они образовали большую меру, прикосновение к которой уже переводит руки в статус ритуально нечистых), ведь то, что нотар и пигуль делают руки ритуально нечистыми — это постановление мудрецов. Но в случае, если была съедена небольшая порция нотара и небольшая порция пигуля (каждая из которых слишком мала для того, чтобы ее вкушение повлекло за собой наказание), две эти порции объединяются, ведь мы учили в берайте, что рабби Элиэзер сказал: „В стихе ‘Нельзя их есть, потому что святыня это’ выражена заповедь ‘Не делай’, запрещающая есть святыни, ставшие, согласно закону, непригодными для еды“». И пигуль, и нотар — это святыни, ставшие непригодными для еды. Следовательно, Его речение «Нельзя их есть, потому что святыня это» запрещает нам вкушение и того, и другого».

И мы уже разъяснили, что евший нотар карается «отсечением души».

Категория: Новости | Просмотров: 372 | Добавил: yhumplat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Категории раздела

Новости [190]

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Друзья сайта

  • посетить